При применении конвейеров легко достигается полная автоматизация всего транспортного процесса. Высокая степень специализации конвейеров позволила перемещать грузы в наклонном или вертикальном направлении и с поворотами в плане.

Конвейерный транспорт

В зависимости от дальности перемещения и рода материалов применяются различные типы конвейеров:

  • ленточные и канатно-ленточные — для транспортировки сыпучих и кусковых материалов;
  • ковшовые и элеваторные — для подачи материалов на высоту под большими углами подъема;
  • пластинчатые — используемые преимущественно в роли питателей, а также для перемещения крупнокусковых материалов и горячих изделий;
  • скребковые — для транспортировки пылевидных и мелкокусковых материалов, шнековые или винтовые— для порошкообразных и гранулированных материалов;
  • вибрационные — для сыпучих и мелкокусковых материалов, используемые в большинстве случаев как питатели;
  • подвесные толкающие;
  • приводные роликовые и др.

На предприятиях широкое применение нашли также передвижные легкие ленточные конвейеры для перемещения грузов на небольшие расстояния.
В нашей промышленности транспортировку различных видов материалов осуществляют более 200 тыс. конвейерных установок, перемещающих свыше 7 млрд. тон грузов. Из них 56% составляют ленточные, 19 — скребковые и 25% — все остальные типы конвейеров.

Пластинчатые конвейеры

Быстрое развитие конвейерного транспорта и расширение сферы его применения произошло благодаря достижению большой производительности, непрерывности работы, устранению простоев добывающего и погрузочного оборудования и сравнительно низкой себестоимости транспортировки при малочисленном обслуживающем персонале.

Экономическая эффективность конвейерного транспорта подтверждается рядом примеров применения его вместо железнодорожного. На удалении отходов извести от дробильно-сортировочной фабрики в Донецкой области стоимость транспортировки снижается с 1,0 до 0,49 коп. на 1 г, а производительность труда повышается в 1,5 раза. При подаче руды на дробильно-сортировочную фабрику в Криворожском бассейне капиталовложения уменьшаются на 4,1 млн. руб., а эксплуатационные расходы снижаются на 0,7 млн. руб. в год. При этом производительность труда повышается в 3 раза и высвобождается более 200 человек обслуживающего персонала.

В последнее время предлагается использовать конвейерный транспорт не только на внутризаводских и внутрицеховых перемещениях, но и для транспортировки грузов на большие расстояния. Разработан проект сооружения на Раздольском химическом комбинате конвейерной линии для перемещения серной руды на расстояние 25 км. Запроектирована конвейерная линия для перемещения угля на расстояние свыше 20 км на Итатском месторождении. Всего насчитывается примерно 30 объектов, на которых должны быть построены конвейерные линии длиной свыше 15 км. Для горнорудных предприятий намечается создание конвейеров производительностью до 8 тыс. тон в час.

Ленточные конвейеры

Ленточные конвейеры без галерей являются рациональным видом транспорта массовых сыпучих грузов при объеме перевозок около 25 млн. тон в год на расстояние 10—12 км. С уменьшением грузопотока до 4 млн. тон в год оптимальное расстояние транспортирования не превышает 5 км. Для конвейеров с капитальной отепленной галереей при грузопотоке 25 млн. тон в год целесообразное расстояние транспортировки — 8 км.

Значительно лучшие результаты получаются при использовании многоприводных канатно-ленточных конвейеров. Так, при грузопотоке, изменяющемся в больших пределах (5-25 млн. тон в год), целесообразное расстояние транспортировки при отсутствии галерей составляет 200 км, а при наличии капитальных отепленных галерей — до 20 км.