На многих действующих предприятиях происходит замена железнодорожных линий конвейерами или другими видами непрерывного транспорта. Зарубежными проектами обосновывается эффективность конвейерных линий производительностью до 25 тыс. м3/ч сыпучих материалов с транспортировкой на расстояние до 200 км.

Ленточные конвейеры

Ленточный конвейер с плоской лентой предназначается для транспортировки материалов в мешках или в пачках, а также для сборочных линий, линий контроля, маркировки и т. д.

Ленточный конвейер с желобчатыми роликоопорами применяется для перемещения сыпучих материалов. Ширина ленты определяется требуемой производительностью конвейера (от 2 до 10 тыс. тон в час) с учетом крупности транспортируемого материала.

Скорость движения ленты принимается в зависимости от ее ширины, рода перемещаемого материала, назначения конвейера и находится в пределах 0,8—6 м/сек.
Применяются следующие конвейерные ленты: резиновые, хлопчатобумажные, брезентовые (покрытые пластическим материалом), асбестовые, стальные и некоторые другие. Созданы сверхпрочные, гибкие, огнестойкие ленты.

Конвейер с сетчатой лентой используется для перемещения материалов при высокой или очень низкой температуре.

Конвейер с сетчатой лентой

Скребковый конвейер имеет металлический канал прямоугольной формы, в котором размещена движущаяся цепь с вертикально прикрепленными к ней пластинками (скребками). Ширина канала в зависимости от производительности конвейера (которая может достигать 1000 м3/ч) находится в пределах 0,1—1,0 м. Скорость движения цепи — около 1,5 м/сек.

Скребковые конвейеры предназначаются для транспортировки пылевидных, зернистых и мелкокусковых материалов. Используются наиболее эффективно на прямых коротких участках на углеобогатительных, дробильно-сортировочных, электростатических и других установках.
Возможна транспортировка по наклонному и круговому пути как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, а также перемещение материалов с температурой до 600°. Могут иметь несколько пунктов одновременной загрузки и последовательной разгрузки.
К недостаткам относятся высокая металлоемкость и дополнительный расход энергии на преодоление трения цепи и материала по внутренней поверхности канала.